Воскресная школа - в самом словосочетании заложен глубокий смысл. Ведь школа – это место, где человек получает знания, а значит, трудится. А Воскресенье – это день, который заповедано отдать Богу. Вот и получается, что воскресная школа – это место совместного труда во славу Божию, где взрослые и дети вместе постигают основной закон нашей жизни – закон Божий, вместе открывают для себя красоту и мудрость устроения Божьего мира, вместе учатся претворять в жизнь Его основные заповеди. А ведь это самое главное, научиться жить по - Божески, то есть по Божьим заповедям. Научиться этому – значит, спастись. Правда, это совсем не просто и удается не многим. Их называют – святыми и нам, грешным, до них не дотянуться даже «на цыпочках». Но наши православные души, даже осознавая невозможность своего приближения к святости, стремятся к ней изо всех сил! Падают, встают и снова стремятся, увлекая за собой своих детей. Ведь так хочется, чтобы они – наши дети, были лучше нас, познали меньше падений, чтобы их чистые души открывали для себя Бога не через страдание, а через веру и любовь.
Основная концепция воскресной школы.
Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью прихода храма прп. Марона Пустынника Сирийского. Школа призвана осуществлять православное духовное просвещение и воспитание детей и родителей, содействовать их воцерковлению и формированию образа жизни православного христианина.
Значимость деятельности воскресной школы на современном этапе обусловлена ее высоким социально-педагогическим потенциалом. Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий и студий, приобретение опыта общения в православной среде - все это создает условия для формирования в детях христианского миропонимания, способствует их воцерковлению.
Основной концепцией воскресной школы является создание такой образовательной системы в рамках храма, деятельность которой направлена на формирование подрастающего поколения православных христиан, способных верой и правдой воплощать в своей жизни евангельские заповеди.
Для раскрытия основного содержания концепции воскресной школы духовенство и педагоги опираются на закон Божий, основы вероучения святых отцов, научно-теоретические материалы православных педагогов, на практический опыт православных общин и школ, на анализ результатов (удач и ошибок) многолетней деятельности нашей воскресной школы.
Одним из важнейших условий успешности работы воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся. Религиозное воспитание детей, в первую очередь, должно осуществляться в семье. Первый нравственный и духовный опыт ребенок получает через общение с родителями, родными и близкими, принимая глубокие нравственные понятия через простое человеческое общение. Но, в настоящее время, институт семьи претерпевает серьезные изменения, связанные с социально-нравственными, экономическими и другими проблемами. Зачастую родители сами нуждаются в духовной поддержке, просвещении и педагогической помощи. Реализация задач воскресной школы в тесном сотрудничестве и единстве с семьями детей, помогает решать ряд проблем семейного воспитания. Родители участвуют во всех мероприятиях, включаются в реализацию всех задач, помогают решать различные проблемы воскресной школы. Такой подход способствует сплочению семей, сближает прихожан, зачастую становится причиной прихода невоцерковленных родителей к вере через собственных детей.
Не маловажное значение имеет выбор образовательных программ, их распределение по возрастным категориям; создание четкой структуры, системы организации учебно-воспитательного процесса; формирование сплоченного творческого коллектива педагогов; поддержание сложившихся традиций школы; обеспечение деятельности школы, как составной части прихода храма в целом. Активное участие воскресной школы в жизни храма и прихода, формирует у детей сопричастность к деятельности храма и православной церкви, развивает у них потребность быть частью этой жизни, способствует дальнейшему воцерковлению.
Ведущая роль в работе школы отведена религиозному просвещению детей, катехизации. Реализация этой задачи осуществляется не только через образовательную деятельность, но посредством активного использования духовного потенциала системы творческих занятий, секций и кружков, открывающих для ребенка привычный мир в свете Божественного промысла.
Особое значение в воскресной школе уделяется созданию условий для общения детей с священнослужителями, педагогами, интересными людьми, которые могут стать для детей живым примером христианской жизни.
В каждом возрасте, от детства до отрочества, имеются свои приоритеты в общении. Для детей младшего возраста большую роль играют родители и педагоги, стиль общения которых располагает к себе ребенка своей мягкостью и добротой, напоминая близкого человека (маму, бабушку). В среднем школьном возрасте важным становится авторитет педагога, его личные качества, умение заинтересовать, увлечь ребенка. В подростковом возрасте наряду с высокой потребностью в общении с взрослыми, на первый план выходит потребность в общении со своими сверстниками. Сегодня истинное, чистое, нравственное и созидательное общение в детской и подростковой среде становится редкостью. В не церковной среде общение носит часто бездуховный, а порой и просто безнравственный характер. Современным детям не просто определить для себя истинные ориентиры и ценности. Общение с православными сверстниками и педагогами помогает им не чувствовать себя «белыми воронами» в иной среде (школе, улице и др.). Воскресная школа помогает детям найти друзей, у которых основные взгляды и интересы совпадают во многом с их собственными. Это способствует формированию общности детей, подростков, а затем молодежи, с православным мировоззрением. Организация работы воскресной школы, соединяющая в себе религиозное воспитание и образование, в рамках православного общения, создает для детей социально значимую церковную среду.
Информационно техническая доступность порождает сегодня еще одну проблему. Возрастающая потребность детей и подростков в общении все больше перемещается в виртуальный мир социальных сетей. Такое общение в большей степени не контролируемо, бессистемно, и, самое главное, бездуховно. Решение этой проблемы возможно только через предоставление детям альтернативных форм общения и интересных видов деятельности. И, если сумму религиозных знаний ребенок может получить из рассказов взрослых, из книг, из других источников, то практический опыт христианского миропонимания актуализируется только через живое непосредственное общение в православной среде, через общее делание, через соединение интересов каждого ребенка в совместной интересной работе.
Успешная реализация основных идей воскресной школы во многом определяется единством и взаимопониманием всех участников процесса воцерковления детей. От духовной сплоченности духовенства, педагогов и родителей зависит будущее отношение детей к храму, вере, православной церкви. Дай нам Бог мудрости и зрелости в деле православного воспитания наших детей!